Общее·количество·просмотров·страницы

Полезная информация для педагогов


Трудовое воспитание в современной школе.


Коль скоро школа не только учит, читать, писать и вообще быть человеком умным и всесторонне развитым, а ещё и занимается социализацией ребёнка, нельзя забывать про один из аспектов этой самой социализации – трудовое воспитание. Можно много и неконструктивно рассуждать на тему, что современные дети к труду не приучены, и никакими лишними обязанностями не обременены. Да, спорить трудно, что слова «трудовой десант» не у всех школьников сегодня вызовут тот самый энтузиазм, что в своё время был присущ пионерам и комсомольцам. Но все, же трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным.
Задачи трудового воспитания
Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи:
  • Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
  • Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
  • Развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике;
  • Формирование основ умственного и физического труда;
  • Вооружение школьников разнообразными умениями и навыками.
Виды труда
У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный.
Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.
Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу.
Стоит сказать и про производительный труд, который является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей.
Конкретные мероприятия
В той или иной степени вышеперечисленные мероприятия знакомы всем и каждый имеет некоторые представления по их организации. Но, без сомнений, современный подход к трудовым десантам должен немного преображать привычные формы и привлекать ребят оригинальностью и новизной. Конечно, мы никогда не уйдём от дежурства в классе, от работы на пришкольном участке. Согласитесь, их трудно преобразить, но внести изюминку можно. Достаточно устроить конкурс на лучшего дежурного месяца или мотивировать ребят каким-то бонусом внутри школьной системы, и интерес ребят к этим мероприятиям возрастёт.
Есть немало школ, где трудовое воспитание поставлено во главу угла. Естественно, большинство из них находится в сельской местности. Разумным выглядит создание трудовых отрядов на базе каждого класса или параллели, и за этими самыми отрядами закреплены вполне определённые трудовые обязанности. К примеру, один отряд отвечает за уборку памятника павшим воинам (такие ведь есть практически в каждом посёлке), другой отряд ухаживает за небольшой пришкольной аллеей, третьи – берут шефство над цветником. Задания можно разнообразить, не ограничивая их только физическим трудом. Творческий труд тоже стоит стимулировать, устраивать раз в полгода ярмарки творческих работ учеников.
Профессиональные пробы
Яркий и позитивный опыт современного трудового воспитания. Суть профессиональных проб заключается в том, что ребята выпускных классов «примеряют» на себя некоторые профессии. Они могут провести несколько часов на предприятии (если школа договорилась с его представителями), постоять вместе с настоящим продавцом за прилавком магазина, провести урок у малышей и т.д. В этом деле школа должна заручиться поддержкой родителей, которые и должны стать проводниками в мир профессий и помочь получить ребятам ценный опыт.
Показательный пример
Творческий труд наиболее позитивно воспринимается школьниками, практически каждый хочет создать красивую интересную вещь своими руками. Чтобы стимулировать их активность, нужно периодически устраивать выставки творческих работ. Например, ко дню Матери организовать выставку «Золотые руки мамы», которая будет состоять из предметов рукоделия и творческих экспериментов мам.
Во время субботников и экологических десантов учителя не должны стоять в стороне, их пример является главенствующим для ребят.
Почему так незаслуженно забыты старые добрые мероприятия по сбору макулатуры? Есть школы, которые устраивают внутренние соревнования по сбору макулатуры и класс-победитель награждается, к примеру, персональным компьютером. Конечно, речь не идёт о новой, специально приобретённой по этому случаю, вычислительной технике, но все, же для классов это сильная мотивация.
Работа с родителями
Без неё никуда. Не заручившись их поддержкой, работа будет односторонней. Дети будут противопоставлять дом, где у них немного обязанностей, школе, где их «заставляют» грядки полоть и пыль вытирать.
Трудовому воспитанию можно посвящать родительские собрания, организовывать встречи в рамках родительского клуба. Ведь многие мамы и папы имеют ложное представление о трудовом воспитании ребёнка и преуменьшают его роль. Кто-то считает, что третьеклассник не должен уметь подметать пол и максимум его возможностей – вынести мусор. Школа может и должна рассказать родителям об истинном положении дел и объяснить, как ребята могут трудиться в семье.
Если школа и родители будут действовать в тандеме, можно говорить о реальности достижения целей.
Без назиданий
Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.
http://neuch.org/


Как лучше запоминать английские слова?

Знать английский язык в наше время жизненно необходимо. Самое главное в этой науке – слова. Можно выучить формы написания, правильное написание, но это только азы, самое главное слова, которые порою очень трудно запомнить. Вот некоторые советы по запоминанию англоязычных слов.
Стратегия 1. Использовать силу эмоций.
Что приходит  на ум при упоминании слова honey (мёд)? Только учебник английского или англо-русский словарь? А вот люди, которые запоминают английские слова наиболее быстро и легко, умеют связывать их с чем-то важным для себя.
Например, то же слово honey может вызвать в памяти образ любимой девушки (ведь именно так американцы называют тех, кого любят). А если новое слово встретилось вам в интересном рассказе, то оно свяжется с теми эмоциями, которые вы переживаете, читая рассказ.
Интересный разговор на английском языке также поможет вам быстро запомнить новое слово.
Почему это работает: Любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться. Ведь они сигнализируют о том, что данное слово относится к чему-то значимому для нас.

Рекомендация: Изучайте английский язык с помощью интересных Вам текстов, фильмов, книг. Общайтесь с интересными вам людьми. Тогда сам опыт такого обучения станет положительным эмоциональным фактором, который поможет запомнить английские слова.
Стратегия 2. «Встроить» новое слово в свой опыт.
«Когда маленькие дети изучают родной язык, они начинают замечать новое слово в самых разных ситуациях, окружениях, контекстах». Например, впервые услышав слово «белый», маленький ребёнок начинает повторять его, увидев белый снег, белую бумагу, белый сахар.
И именно это помогает ему запомнить слово быстро и легко.
Почему это работает: Таким образом, мозг формирует ассоциации с различными частями предыдущего опыта, новое слово связывается с тем, что ребёнок уже хорошо знает, становится более привычным и знакомым. И для воспроизведения его в памяти уже не нужно напрягаться, достаточно лишь вспомнить о сахаре или снеге.
Рекомендация: Почаще используйте новое слово в различных ситуациях — постарайтесь задействовать его, пересказывая текст, выполняя домашнее задание, практикуясь в английской речи с собратьями по учёбе, с носителями языка.
Стратегия 3. Поверить в свои возможности.
Скажите, хорошая ли у Вас память? Легко ли вам дается запоминание английских слов? Каким бы ни было Ваше мнение о собственных способностях, рано или поздно оно превратится в реальность. Люди, успешно выучившие английский язык, верили в свою способность сделать это.
Почему это работает: Убеждения о себе часто превращаются в самооправдывающиеся пророчества. Мысленно повторяя, что языки вам даются с трудом, вы программируете свой мозг на сопротивление обучению. «Зачем запоминать английские слова — уверено ваше бессознательное, — ведь всё равно ничего не получится».
Рекомендфция: Если вам кажется, что изучать языки вам не дано, постарайтесь понять, откуда пришло это убеждение. «Оно подтверждено прошлым опытом, — скажете вы, — вот и в школе за язык тройки хватал, и в институте экзамен сдавал два раза».
На самом деле эти события вовсе не имеют отношения к вашим способностям. Причиной неудачи могли быть плохое самочувствие, нехватка времени на подготовку или то, что знание языка на тот момент вам не было нужно . Научитесь разделять единичные неудачи и свои способности вообще, и верьте в свои силы.
Стратегия 4. Запоминать навсегда.
«На какой срок сохранятся знания английского языка после занятий?» — спрашивают многие. «Если я не буду использовать язык, не забуду ли я его через год после окончания учёбы?» Ответ на этот вопрос также во многом зависит от убеждений и мотивации самого человека.
Успешные в изучении языков люди обычно верят в свою способность быстро восстановить знания. «Когда у меня возникнет такая потребность, я быстро вспомню всё, что мне потребуется» — говорят они.

Почему это работает: Наши убеждения формируют не только способность воспринимать информацию, но и способность хранить её. Мы можем верить в то, что у нас хорошая, в принципе, память — только немного короткая. «В одно ухо влетит, а в другое вылетит» — говорим мы в таких случаях — и реальность, как всегда, подтверждает наши ожидания.
Рекомендация: Сформируйте в своём сознании образ быстрого восстановления утраченных навыков. Определите период времени, в течение которого восстановятся ваши навыки. Например: «Мне будет достаточно недели работы над языком, чтобы всё вспомнить.» «Мне хватит двух часов общения с иностранцем, чтобы снова начать говорить бегло и уверенно.»
Стратегия 5. Помнить о цели.
Исследования показали, что люди, имеющие вескую причину для изучения языка, способны освоить его гораздо быстрее остальных. Например, один из московских врачей сумел освоить английский буквально за месяц — зная, что это позволит ему отправиться на зарубежную стажировку.
Студенты, которым говорят, что те или иные слова потребуются на следующем занятии, по статистике запоминают их лучше, чем те, кому об этом не упоминают.

Почему это работает: Любое начинание невозможно без веской причины, желания, мотивации. Мотивация придает силы. Люди, начавшие изучать английский язык, потому, что это модно, часто бросают учебу на полпути. А если у вас есть цель, то ваши шансы успешно овладеть языком намного возрастают.

Рекомендация: Вспомните, зачем вы изучаете английский язык. Возможно, вы мечтаете отправиться на учёбу в США, или посмотреть в оригинальной версии знаменитый мюзикл «Кошки», хотите получить повышение по службе, или мечтаете давать лекции на английском языке.
Запоминая английские слова, выбирайте, прежде всего, те, которые вы активно используете в русском языке.
Стратегия 6. Обучаться бессознательно.
Маленький ребёнок легко овладевает родным языком в процессе игры, общения, познания мира. Человек, попавший в страну изучаемого языка, быстро «впитывает в себя» десятки и сотни новых слов вместе с особенностями произношения и грамматики. А ведь они не сидят над учебниками и не зазубривают слова специально!
Почему это работает: Не секрет, что обычный человек использует лишь мизерную часть потенциала собственного мозга. А вот люди, успешно овладевающие любыми языками, смогли использовать скрытые возможности своего бессознательного.
Известно, что бессознательное обучается в несколько раз быстрее, чем сознание. Это происходит в те моменты, когда сознание «загружено» другой деятельностью. Например, пока вы смотрите фильм или беседуете с другом, вы сосредоточены на теме разговора. А в это время ваше бессознательное запоминает новые слова.
Рекомендация: Изучайте английские слова на практике. Например, почитайте интересный рассказ, смотрите фильмы, слушайте аудиоматериалы, новости и чаще общайтесь с людьми на английском языке. Тогда ваше сознание будет занято сюжетом, а бессознательное сможет с лёгкостью усвоить новые слова и выражения.


Формирование творческой личности на уроке английского языка.
Одной из главных целей на уроке английского языка является формирование интеллектуальной развитой творческой личности. В связи с этим, на первый план выходят определённые требования к такой личности - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Исходя из этого, проблема реализации задач личностного развития ученика, формирование и развитие его творческих и познавательных способностей является одной из наиболее важных проблем современного образования. Подготовить ребенка и подростка к взрослой жизни - это значит, прежде всего, развивать у него потребность к творческой активности, к самостоятельному поиску ответов на вопросы, пути решения каких-либо жизненных трудностей и конечно совершенствовании и реализации своих дарований и способностей.
Что стоит за понятиями творчество, творческая деятельность, творческая личность? Согласно определения, данного в психолого-педагогическом словаре Рапацевича Е.С., творчество-деятельность, результатом которой является создание нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним. Для Я.А. Пономарёва определяющим для творчества является развитие, возникновение новых структур, новых способов деятельности. Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность решения, интеллектуальную инициативу. Имеет смысл обозначить конкретные проявления творчества в предметной сфере. Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал учащихся, способствует развитию творческой активности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть на уроке мотивированной и достаточно интересной.
Существуют несколько методов коммуникативного обучения

Создание педагогической ситуации общения на уроке, позволяющей ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность.
1. Обсуждение с учащимися не только достигнутых целей, но и того, что понравилось – не понравилось и почему, что следует изменить.
2. Оценивание не только правильность ответа учащегося, но и как ученик рассуждал, какой способ деятельности использовал. Параметры оценки следующие: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Сопоставительный анализ компонентов предметной компетенции и методов коммуникативного обучения помогли в определении основных направлений деятельности:
• Отбор содержания, средств обучения, приёмов и форм работы, влияющих на процесс познания (коллективные формы работы, использование элементов проблемного обучения, повышение плотности урока)
• Ориентация на познавательные интересы учащихся и создание условий для реализации их личностных возможностей, в том числе через работу с одарёнными уч-ся (подготовка уч-ся к участию в НПК, олимпиадах, конкурсах)
• Внедрение в образовательный процесс продуктивных образовательных технологий
• Создание ситуации успеха к выбору и самостоятельному творческому использованию полученных знаний и умений в развитии речевой компетенции;
Уроки английского языка - многоаспектны и включают работу над всеми или нескольким видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом. Многообразие заданий позволяет производить частую смену деятельности, что способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока, тем самым повышая его эффективность.
Пожалуй, никакой другой аспект речевой деятельности не обладает такими возможностями как чтение. Именно работа по содержанию текста обеспечивает возможность удовлетворять познавательные потребности. При организации чтения в качестве основы для обучения творчеству существует две возможности его использования. Одна из них кроется в содержании материала, а другая в использовании заданий, мотивирующих речевое творчество. Работа с текстовым материалом проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой. При работе на предтекстовом этапе необходимо использовать способности учащихся к воображению, фантазии, которые, безусловно, отражают их индивидуальность. Одним из активизирующих упражнений, побуждающих учащихся к речемыслительным творчеству, является такой вид работы, как «Warming-Up for Reading».
На первом этапе учащимся предлагается лишь заглавие текста с заданием высказать свои предположения о тематике текста и лексических единицах, которые данный текст может содержать. На втором этапе учащимся предлагается сам текст, работая с которым они анализируют, совпали их предположения или нет и записывают главную идею теперь уже прочитанного текста. Данный вид работы может быть использован при работе с учащимися любой возрастной группы и может выполняться как индивидуально, так и в паре.
Текстовой этап может включать в себя разнообразные упражнения по содержанию текста, которые также могут побуждать учащихся к творческой самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, к собственным вариантам решения проблемы. При работе над текстом на этом этапе учащимся нравится выполнять задания на дополнение содержания текста своей информацией: описание погоды, детальный словесный портрет героев рассказа, диалог героев и т.д.
Составление своего рассказа на базе прочитанного – ещё один способ взаимодействия всех элементов языка и реализации умения учащихся импровизировать. Отправной точкой для рассказа служит либо предложение, либо отдельные слова текста, которые учащиеся должны включить в свой рассказ. В качестве заданий на послетекстовом этапе можно организовать дискуссию, ролевую игру, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка позволяет использовать на данном этапе такие современные технологии как минипроектные работы, связанные с поиском дополнительной информации по тематике текста, которую ученик может представить в виде коллажа, информационного или рекламного листа или презентации. Это даёт учащимся возможность для развития речевой инициативы, применять речевые образцы в новых ситуациях. Кроме того это активизирует употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми ведётся работа в данный момент, но и большого количества сопутствующего языкового материала.
Проектное обучение также предполагает перенос знаний и умений в новую ситуацию. Участие учащихся в создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает широкий простор для творческой деятельности каждого вовлеченного в проект. Учащиеся в процессе создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом, оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Работа над проектом дает возможность вовлекать учащихся, независимо от их уровня языковой подготовки, в коллективную деятельность, направленную на достижение общей цели, работать в команде. С другой стороны, участие в проекте стимулирует развитие навыков индивидуальной целенаправленной творческой деятельности.
При проведении проектной работы проводятся следующие этапы:
I. Comprehensive language input. Намечаем проблему и определяем источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.п.
II.Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяются критерии оценки данной информации с тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие решению задачи.
III.Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту, причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно.
Одним из непременных условий для развития креативных способностей является создание атмосферы успеха, так как отсутствие её ведёт к крушению желания учиться. Создание ситуации успеха оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество их знаний. Успех является источником внутренних сил учащихся, рождающих энергию для преодоления трудностей и желание учиться. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности. В течение многих лет в нашей школе существуют классы с углубленным изучением английского языка. Естественно мы находимся в состоянии постоянного поиска продуктивных форм организации обучения и отбора его содержания. С целью усиления мотивации и повышения интереса к изучению английского языка при поддержке, функционирующей при нашей школе школы искусств, в этом учебном году мы предложили пятиклассникам новый проект – вокальное и хоровое пение на английском языке. Результат таких занятий – мажорное, весёлое настроение детей, желание продолжать общение на иностранном языке, поддержание и стимулирование развития познавательной мотивации. Соприкосновение с искусством превращает процесс изучение языка в увлекательное занятие. Особый отклик в душе детей находит возможность участвовать во внеурочных мероприятиях. В нашей школе сложилась добрая традиция проведения Дней Творчества, одним из традиционных мероприятий которых стал конкурс «Красота поэзии - это красота языка». Написание стихов и их дальнейшее воспроизведение приучает учащихся к речи правильно оформленной фонетически и интонационно. Такой вид творчества – индивидуальный способ выражения мысли на иностранном языке. В таком конкурсе принимают участие учащиеся разных возрастов. Учащиеся старших классов пишут стихи о любви и дружбе, о проблемах современной жизни. Для малышей же более интересными темами являются такие как «Игрушки», «Игры», «Животные».
Современная школа призвана создать условия для развития личности ребёнка: его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств, чувств эмоций, творческих способностей, рефлексии, потребности в самообразовании. Сегодня повышается роль коммуникативных дисциплин, в том числе иностранных языков, ведь через познание языка, ребёнок может проявить свою активность и индивидуальность. Вовлечение учащихся в активный творческий процесс языковой деятельности способствует развитию их мышления, языковых умений, а огромное разнообразие видов деятельности способствует развитию у учащихся познавательного интереса, творческой мыслительной активности.


http://collegy.ucoz.ru/publ/32-1-0-7278

Как заинтересовать ребенка английским  языком?

Уверенное и свободное владение английским языком способно подарить множество преимуществ: возможность в оригинале смотреть фильмы и читать литературу, свобода общения с разными людьми, возможность познакомиться с культурными и этническими традициями. Однако это все ждет ребят в далеком будущем, а в начале осваивать английский имеет смысл с несложных мероприятий, небольших по продолжительности. Даже годовалый малыш может случать стишки-потешки, мелодичные песенки, сказки именно на английском языке. Учитывайте, что связь между родителями и ребенком весьма сильна – даже младенцы на уровне подсознания способны «впитать» мелодику речи – поэтому родители должны правильно произносить и интонировать слова.

Если члены семьи знают английский язык, то они могут заниматься с ребенком самостоятельно, ненавязчиво и аккуратно развивая интерес к занятиям. Английский язык для детей – это изначально приятное и увлекательное времяпрепровождение, а новые навыки и знания имеет смысл приобретать в форме игры. Обучение будет иметь максимальный успех лишь тогда, когда ребенок настроен положительно. А вот если принуждать ребенка к изучению английского языка, навязывать ему свою позицию, то это способно вызвать множество негативных эмоций, создающих барьер на пути к освоению английского языка.

Игра выступает в качестве главного вида деятельности детей – чем интереснее она ребенку, тем больше времени он будет играть в нее. У родителей есть возможность разнообразить игру ребенка, попытаться внести туда новые образовательные элементы. Здесь прекрасно подойдут развлечения и забавы, аналогичные тем, в которые ребенок играл, учась говорить на русском языке, заучивая первые стихи и т.п. К примеру, ребенок запомнит английские слова-обозначения быстрее, если у него будет наглядная связь (например, он называет по-английски часть лица и показывает на картинке щечки, глазки, носик). Также английский язык будет для ребенка понятнее и ближе, если называть английскими словами предметы, которые окружают его в быту – предметы интерьера, одежда, игрушки, блюда и многое другое.
Не следует забывать, что дети обладают наглядно-образным мышлением. В ходе занятий английским языком нужно применять красочные иллюстрации и иные варианты демонстрационного материала. В этом случае игрушки должны побуждать к игре, привлекать интерес – очень хорошо, если это персонажи мультфильмов и сказок. Большой эффект будет иметь использование единого видеоряда с озвучиванием на английском и русском языках.

Как считают специалисты, есть принципиально важные методы, которые родители в ходе обучения иностранному языку должны соблюдать. В первую очередь, естественность. Верно организованные мероприятия и интерактивные методы обеспечивают отсутствие негатива, нагрузок, легкость. Вторым принципом является очевидная последовательность от простых вещей к сложным. Третье – настойчивость, терпение и дисциплина. Если какая-то методика была воспринята ребенком резко отрицательно, то имеет смысл сделать перерыв в занятиях, а затем применить другой вариант, способный в большей степени заинтересовать дошкольников.
http://www.slovariky.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий